Виды мошенничества
Самым распространенным способом совершения преступления является осуществление телефонного звонка от имени любого должностного лица правоохранительных органов (МВД, ФСБ, прокуратуры), Центрального банка России, службы безопасности конкретного банка. В ходе разговора мошенники, зная ФИО потерпевшего и наличие у него банковского счета в конкретном банке, то есть обладая персональными данными потерпевшего, сообщают ему о попытке хищения денежных средств с его счета, чем вводят его в тревогу относительно утраты нажитого имущества. При этом, оказывая психологическое воздействие, сообщают единственный выход из сложившейся ситуации — перевести деньги на «безопасный государственный счет» на период установления и задержания виновного лица, после чего убеждают потерпевшего снять деньги со своего счета и зачислить их в банкомате на продиктованный счет. В подтверждение своих слов о причастности к государственным органам, преступники демонстрируют потерпевшему с помощью различных мессенджеров документы государственных органов или служебные удостоверения, которые в действительности являются фиктивными. Аналогичным способом преступники убеждают потерпевших оформить на свое имя кредит, денежные средства перевести на «безопасный счет», после чего они похищаются.
Также, представляясь сотрудниками МВД, либо ФСБ, преступники обманывают граждан, сообщая им о наличии угрозы потери квартиры, убеждают их в том, что они участвуют в мероприятиях по поимке мошенников путем продажи квартиры и временного помещения вырученных от продажи денег на «безопасный счет», которые на самом деле похищаются.
Еще одним из распространенных способов хищения денежных средств является хищение денег граждан путем совершения звонка от имени близкого родственника или знакомого, якобы попавшего в беду (совершившего дорожно-транспортное происшествие или иное преступление), с требованием передачи денежных средств для избежания уголовной ответственности, которые в последующем преступники похищают через подставных лиц (таксистов, курьеров), как правило не осведомленных о совершаемом преступлении.
Не менее распространенным способом хищения денежных средств, являются телефонные звонки осуществляемые мошенниками потенциальным жертвам, в ходе разговора с которыми, предлагается осуществить запись на диспансеризацию, установку приложения для записи к врачам, которые по своей сути являются «программами-вирусами». Мошенники представляются сотрудниками медицинских учреждений, приглашают пройти диспансеризацию, на которую возможно записаться по телефону, необходимо лишь для подтверждения записи к врачам сообщить код из смс, с помощью которого получают доступ к Госуслугам, где мошенники получают массу персональной информации, которую в последующем могут использовать в других мошеннических схемах. В случае «программ – вирусов» потерпевшие теряют доступ к своему устройству и под угрозой оказываются все приложения с персональными и платежными данными, в том числе банковскими.
Типичные фразы мошенников:
• «Продиктуйте пароль из CMC»;
• «На вашу карту пришел крупный денежный перевод»;
• «Назовите данные банковской карты»;
• «На вашей карте замечена подозрительная активность»;
• «Ваша сим-карта была заблокирована»;
• «Это служба безопасности банка. С вашего счета списали деньги»;
• «Это сотрудник полиции, ФСБ. Переведите свои деньги на безопасный счет».
С целью избежания хищения денежных средств необходимо соблюдать ряд правил, а именно:
• Не разглашать персональные данные в ходе телефонного разговора;
• Не осуществлять предоплату по объявлениям с сайтов;
• Не сообщать любые данные банковских карт или код из CMC;
• Не переводить денежные средства незнакомым людям.
Рекомендуется:
• Не переходить по сторонним ссылкам, поступившим на мобильный телефон с помощью CMC сообщений или в мессенджерах;
• Быть внимательными. Не терять самообладание во время телефонного разговора;
• Прервать телефонный разговор с мошенниками;
• Связаться с родственниками, сообщить им о поступившем звонке, посоветоваться с ними;
• Заблокировать подозрительного абонента.